Электронная библиотека книг Александра Фролова и Григория Фролова.
Shop2You.ru Создайте свой интернет-магазин
Библиотека
Братьев
Фроловых
[Назад]

Компьютерная грамотность в России

Приложение Hooked Up к газете Moscow Times
© Фролов А.В., Фролов Г.В., 1997

Как обстоят дела с компьютерной грамотностью в России?

Всего несколько лет назад ответ на этот вопрос наводил на грустные размышления. Доперестроечный уровень компьютеризации России был настолько низок, что о нем можно было даже и не говорить. Персональные компьютеры можно было встретить только в научно-исследовательских институтах, да и то не во всех. В высших учебных заведениях студентам были доступны мини-ЭВМ и "большие" ЭВМ с перфокарточным вводом, которые по своим возможностям соответствовали зарубежным моделям двадцатилетней давности. Что же касается учащихся школ, то они видели компьютеры разве лишь в кино и на картинках. А такое понятие как "домашний компьютер" просто не существовало.

И вот, все вдруг изменилось. Из заморской диковинки персональный компьютер превратился в инструмент, без которого многие люди уже не могут обойтись. Компьютеры стоят практически в каждом офисе, в магазинах и на складах, решительно вытеснив печатающие машинки, деревянные счеты и калькуляторы. Школьники пишут программы на языке программирования С и ассемблера, обсуждают содержимое Web-серверов в сети Internet и посылают друг другу электронные письма. Причем многие делают это, не выходя из дома, при помощи своего личного компьютера.

При выборе компьютерной техники для создания новых систем предпочтение отдается самым совершенным технологиям. Отсутствие тяжкого груза прошлого в виде устаревших компьютерных систем только облегчает внедрение новой техники.

Представьте себе, что вы несколько лет создавали банковскую систему на компьютере IBM-360. Затраты на программное обеспечение и обучение персонала составили астрономическую сумму. Прошло время и техника устарела, стала часто выходить из строя. Нужно заменять компьютеры, но что выбрать? Можно приобрести новую модель компьютера IBM, или оснастить банк персональными компьютерами, опутав его сетями с выходом в Internet.

В первом случае вы просто покупаете новый компьютер и устанавливаете на него старое программное обеспечение, немного обновив его и не меняя технологию в корне. Во втором случае вам придется заново разработать все программы и переучить персонал, что стоит очень недешево. Скорее всего, подумав, вы откажитесь от внедрения новых технологий, так как старая тоже работает и приносит прибыль. Если же фирма только что создана и выбирает платформу для автоматизации своей деятельности, нет никаких причин для того чтобы отказаться от современных достижений.

Как такое стало возможным? Почему Россия за такой короткий промежуток времени сумела стать компьютеризованной страной? Как она преодалела нелегкий путь, на который другим странам потребовались многие годы? Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить, почему Россия к началу перестройки оказалась в хвосте компьютерного прогресса.

Заметим, что далеко не всегда Россия отставала от всего мира в области компьютерных технологий. В качестве заметного достижения советской науки можно отметить Большую Электронно-Счетную Машину БЭСМ-6, созданную в 1967 году. Для своего времени это был компьютер, отвечающий мировым стандартам. Реализованные в нем идеи используются и по сей день, а такие технологии, как мультизадачность, проникли в мир персональных компьютеров совсем недавно. Центральный процессор этого компьютера имел 52 разряда, что обеспечивало большую скорость обработки информации.

Однако это был последний большой успех, за которым начался долгий спад, или как сейчас модно говорить, "застой" компьютерной промышленности. На наш взгляд, этот спад вызван тем обстоятельством, что в ущерб развитиию линии отечественных компьютеров была принята стратегия копирования зарубежных технологий. А слепое копирование, увы, заранее предполагает отставание. Причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что лучшие советские ученые вместо научного поиска в новых направлениях занимались реализацией чужих идей, а на внедрение собственных у них не оставалось ни времени, ни средств.

В качестве объекта для подражания в бывшем СССР были выбраны компьютеры IBM 360/370 и компьютеры VAX фирмы Dec. В результате были созданы известные серии "больших" компьютеров ЕС и СМ, на которых работало не одно поколение советских программистов. Эти компьютеры настолько мало отличались от своих оригиналов, что были способны работать с операционными системами и программами, предназначенными для упомянутых зарубежных прототипов.

А что же персональные компьютеры?

На одном из заводов в Минске была предпринята попытка скопировать персональные компьютеры IBM PC и IBM PC/XT, причем, на наш взгляд, это была довольно неудачная попытка. В результате были созданы модели ЕС-1840 (без жесткого диска) и ЕС-1841 (с жестким диском емкостью 20 Мбайт).

Из-за отставания в технологии изготовления жестких дисков и накопителей на гибких магнитных дисках в этих компьютерах применялись японские изделия. Недостаточная степень интеграции использованных отечественных микросхем привела к увеличению габаритов и недопустимому снижению надежности компьютера. По своим техническим характеристикам копии далеко отставали от своих оригиналов, но все-таки это были первые отечественные персональные компьютеры, совместимые с IBM PC и выпускавшиеся серийно.

Стоимость компьютера ЕС-1841 достигала десятков тысяч рублей, что было несопоставимо со средней заработной платой. Поэтому, а также ввиду крайне низких потребительских качеств, отечественные персональные компьютеры не получили широкого распространения ни в институтах, ни в школах, ни среди населения. Однако многие программисты, для которых эта техника была доступной на работе, смогли получить некоторое представление о персональных компьютерах и о новом программном обеспечении.

Нельзя не вспомнить также об игровых компьютерах типа Синклер, скопированных с одноименного зарубежного образца. В начале 80-х годов на прилавках магазинов в Москве и на рынках можно было встретить как оригиналы, привезенные из-за границы, так и вариации этого компьютера, созданные умельцами-любителями. Для аналогов Синклера использовались импортные микросхемы центрального процессора Z80, завезенные в Россию в очень ограниченных количествах отдельными энтузиастами, и отечественные микросхемы средней интеграции.

Доступные по цене, игровые компьютеры сыграли значительную роль в повышении компьютерной грамотности многих людей, не связанных по работе с вычислительной техникой. Многие радиолюбители забросили свои прежние увлечения конструированием приемо-передающей техники и автоматических определителей телефонных номеров, переключившись на кустарное изготовление игровых компьютеров.

Мы тоже не избежали этого. Начав свое радиолюбительство с изготовления приемников и несложных устройств автоматики, мы очень быстро переключились на цифровые устройства и сделали их немало. Когда появились аналоги процессора Intel 8080, мы сложили свои старые изделия в большой ящик и задвинули его подальше. Наш первый компьютер имел 4 Кбайта оперативной памяти, цифровую клавиатуру и мог работать с бытовым магнитофоном, который использовался для хранения программ. Этот компьютер был размером с небольшой холодильник и в итоге оказался на помойке, но он сделал свое дело - мы окончательно увлеклись вычислительной техникой. Накопив денег на настоящий компьютер IBM PC/AT, мы выбросили весь свой радиолюбительский хлам, так как поняли, что не сможем сделать сами ничего подобного.

А что же компьютерное образование в школах и институтах?

Из-за почти повсеместного отсутствия компьютеров в школах уроки информатики имели (и во многих школах имеют до сих пор) чисто теоретический характер.

Вы только попробуйте представить себе это - обучение информатике без компьютеров! Такие занятия состоят только из лекций и семинаров по логике, а программирование выполняется на бумаге. Но если компьютеров нет, и их негде взять из-за банального отсутствия денег, то лучше уж изучать информатику на бумаге, чем совсем никак.

Только спецшколы, созданные при высших учебных заведениях, могли позволить себе приобрести один или несколько компьютеров, либо организовать занятия на мини-ЭВМ в многопользовательском режиме. При этом машинное время, выделяемое для обучения, было очень ограничено.

Чтобы получить представление о том, как сегодня выглядит компьютерное образование в школах, мы взяли интервью у учителя информатики самой обычной средней школы города Москвы 1102 Ясневой Галины Георгиевны. Нам было интересно - есть ли в школе компьютеры и как они используются для обучения.

"Компьютеры, конечно, есть" - ответила нам Галина Георгиевны. "Первые компьютеры отечественного производства КУВТ-86 мы получили в 1988 году. На них можно было изучать язык программирования Basic. Сейчас у нас есть класс из 15 компьютеров с процессором Intel 386SX и объемом оперативной памяти 1 Мбайт. Конечно, такая слабая конфигурация не позволяет изучать современное программное обеспечение (например, Microsoft Word for Windows, которому нужно больше оперативной памяти), но тем не менее школьники учатся работать в среде операционной системы Microsoft Windows с более простыми текстовыми редакторами и электронными таблицами, программируют на языке Basic и работают со специальными обучающими программами по физике Сизова В. В."

Хватает ли всем времени, для того чтобы поработать на компьютере?

"Времени выделяется немного. Ученики 1 - 9 класса работают всего лишь один(!) час в неделю. Те, кто постарше, могут попользоваться компьютером три часа в неделю. Едва ли за это время можно научится работать по-настоящему, учитывая что примерно половина этого времени отводится на теоретические занятия. Компьютеров не хватает, школа вынуждена покупать их на свои деньги."

Уровень подготовленности преподавателей Галина Георгиевна оценивает как удовлетворительный. Сама она выпускница Московского авиационного приборостроительного институту МАТИ, имеет опыт преподавания в Учебно-производственном комбинате номер 3 по профилю программирования. По ее словам, для преподавателей проводится обучение на курсах повышения квалификации МИПКРО - один раз в три года. С ними также проводит занятия методист из окружного методического центра.

А что ученики? Каков их уровень подготовки?

"Средний" - кратко сказала Галина Георгиевна. "Отмечается нежелание некоторых детей учиться, особенно без учебника по информатике, который до сих пор не подготовлен Министерством образования". Может проблема в том, что на такой отсталой технике нельзя показать самое интересное? Наверное, если бы можно было организовать ученикам доступ в Internet и показать современные программы, их интерес был бы намного выше.

Студентам было полегче, но ненамного. Лишь только те, кто занимался дополнительно научной работой на кафедрах могли претендовать на свободный доступ к компьютерам. Всем же прочим приходилось ограничиваться рамками общеинститутских лабораторных работ, на которые выделялись считанные часы машинного времени в неделю.

Не смотря на все это, к моменту появления в России первых зарубежных персональных компьютеров многие уже знали, что это такое. Эти компьютеры, совместимые с IBM PC, вызвали настоящий шок, так как они превосходили все, что предлагали в то время отечественная промышленность. Изображение на мониторе компьютера нельзя было сравнить по качеству с изображением на экране простейшего черно-белого монтира ЕС-1840 или бытового телевизора, к которому подключались игровые компьютеры. Ни в какое сравнение с аналогичным отечественным изделием не шла импортная клавиатура и мышь - основные устройства, с которыми работает пользователь. В России наконец узнали, как должен выглядеть персональный компьютер и что он должен уметь делать.

Однако для большинства даже не очень мощный импортный персональный компьютер по своей цене был еще недоступнее, чем отечественный. Очень низкий уровень заработной платы позволял с трудом накопить деньги только на несколько коробок дискет, поэтому лишь очень немногие организации могли позволить себе компьютер с монитором EGA, процессором Intel 80286 и объемом оперативной памяти 1 Мбайт.

С началом экономических преобразований в России появилась прослойка людей, чей доход достиг того уровня, при котором персональный компьютер перестал казаться предметом роскоши. Компьютеры начали проникать в офисы только что созданных фирм, облегчая работу бухгалтеров, секретарей и других работников. Стало ясно, что компьютер экономит деньги, так как один сотрудник с компьютером может заменить несколько сотрудников, работающих по старинке. Те же самые соображения экономии постепенно привели к распространению в российских офисах локальных компьютерных сетей, позволяющих организовать коллективный доступ к дорогостоящей периферии, такой как лазерные принтеры и диски большого объема.

Одновременно в стране начался процесс оттока квалифицированных кадров из государственных учреждений, не способных обеспечить нормальный уровень заработной платы. В поисках хорошо оплачиваемой работы эти кадры стали обращаться во вновь созданные фирмы и обнаружили, что одним из необходимых условий приема на работу является владение персональным компьютером. Теперь для того чтобы найти место простого секретаря, заведующего складом или бухгалтера, необходимо уметь работать в операционнной системе Microsoft Windows с такими сложными приложениями, как Microsoft Excel и Microsoft Word, а в ряде случаев нужно обращаться "на ты" с Internet и электронной почтой.

Спрос на людей, способных работать с компьютерами, породил предложение: появились многочисленные компьютерные курсы, прилавки книжных магазинов заполнила техническая литература, рассчитанная на начинающих пользователей компьютеров, программистов и системных администраторов. И если раньше вы с трудом могли найти одну-две книги про операционную систему MS-DOS, то теперь многообразие тем, рассмотренных в компьютерных книгах и журналах, поражает воображение. Подойдя на улице к любому книжному лотку, вы легко можете найти пять-шесть книг про то как работать в Microsoft Windows 95, несколько книг про Microsoft Word, а также объемистые описания других программных продуктов. Спросом пользуется литература, посвященная самым передовым компьютерным технологиям.

Где еще можно найти людей, хорошо знакомых с проблемами компьютерного образования, как не в крупных обучающих центрах. Мы взяли по телефону интервью у директора известного учебного центра "Микроинформ" кандидата технических наук Литвинова Олега Федоровича. Вот как он рассказывает о создании центра:

"Наш центр был создан в 1988 году Центральным межведомственным институтом повышения квалификации строителей ЦМИПКС и венгерской фирмой "Делефон Диар". За девять лет существования центр не сменил направления своей деятельности. На момент создания мы занимались поставкой компьютеров и сетевых компьютерных продуктов, разработкой программного обеспечения и обучением работе на компьютере.

Сначала развитие учебного процесса шло медленно, так как это было вспомогательное направление нашего бизнеса. Однако в 1992 году мы стали авторизованными дилерами Novell, а затем наш центр стал авторизованным обучающим центром и других фирм, например, Microsoft, Compaq, 3COM, ориентируясь главным образом на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Со временем учебный центр "Микроинформ" завоевал известность. На сегодня мы являемся однозначным лидером в этом направлении. Ежемесячно мы обучаем 4500 специалистов по технической поддержке и 2000 конечных пользователей. Благодаря мощному потоку обучаемых специалистов (50-60 человек в неделю) обучение стало коммерчески выгодным и заняло одно из ведущих мест в нашем бизнесе."

На вопрос о стоимости обучения, который волнует многих, Олег Федорович сказал:

"Курсы дорогие. Стоимость одного дня обучения составляет 60-120 долларов США, причем цикл обучения длится несколько дней. Однако учебные залы не пустуют. За рубежом сертифицированное обучение стоит в три раза дороже, а наши сертификаты ничем не отличаются от зарубежных. Поэтому многие зарубежные фирмы присылают к нам своих сотрудников для обучения. Среди таких фирм - British Petroleum и MacDonalds. Но наши цены вполне доступны, поэтому к нам приезжают люди, например, из системы Белгородского Сбербанка".

После беседы у нас не осталось сомнений, что система профессионального компьютерного образования в России достигла высокого уровня, поэтому отечественные компьютерные курсы пользуются спросом не только среди россиян, но и за рубежом.

Заметим, что для изучения программ одних курсов и описаний мало. Необходимо поработать с программами, для чего нужно иметь не только компьютер, но и сами эти программы. Специфика России заключается в том, что долгое время программы для компьютеров распространялись исключительно пиратским способом. Вначале это был свободный обмен программами между друзьями и знакомыми, а затем изготовление и продажа пиратских компакт-дисков с программами превратилось в настоящую индустрию.

Нисколько не оправдывая тех, кто пользуется пиратскими программами, тем более, ими торгует, заметим, что доступность программ положительно сказывается на компьютерной грамотности населения. К сожалению, покупательская способность большинства населения все еще остается довольно низкой. Накопив за год деньги для покупки компьютера стоимостью 1000 долларов, многие не могут позволить себе потратить еще столько же или больше на лицензионное программное обеспечение. В результате они идут к пиратам и покупают программы у них.

Ситуация с пиратством достаточно тяжелая, так как его корни имеют многолетнюю историю. Однако в последнее время и в этой области есть положительные сдвиги. Все большее количество фирм и обычных владельцев компьютеров начинают понимать, что в конечном счете они многое проигрывают, пользуясь нелицензионными программами. К тому же, в России принят новое законодательство, которое преследует компьютерных пиратов. Поэтому те фирмы, которые хоть сколько нибудь заботятся о своей репутации, уже перестали пользоваться услугами пиратов. Многие российские производители выполняют предварительную установку лицензионного программного обеспечения на диски продаваемых компьютеров, что дополнительно увеличивает количество легальных пользователей.

Подводя итог, заметим, что за последние годы компьютерная грамотность в России поднялась до уровня зарубежных стран, а в ряде случаев и превзошла этот уровень. Ну, а что касается способности к обучению, так она в России всегда была на высоком уровне - недаром за границей ценятся русские ученые и программисты.


[Назад]